(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства

CategoriesЛитератураПредмет

сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне

удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались

мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой

хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было

легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь

вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх

фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в

детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас

всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница

так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца.

(11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и

командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не

унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки

подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно

хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась

маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей,

которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были

бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и

впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная

кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем

Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я

должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше

меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И

вполусерьёз добавила: – (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они

же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (27)Чем?

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них (31)Для тебя! – уже совсем

серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над

своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к

этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное

царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх.

(37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной,

поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её

называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

В8.Среди предложений 2-6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

В9.Среди предложений 12-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочиниетльной и подчинительной связью между частями.

Ответы:

B8: предложение 6 и оттого все восхищались.